Маршруты путешествий по Хакасии
Пятница, 18.07.2025, 01:45
Make entry Registration Last News
Name Password

Регистрация на sc-ucoz.at.ua поможет Вам тем что Вы сможете полноценно пользоваться большинством функция данного портала, которые запрещены обычным гостям с Рунэта. Вы так же сможете скачивать файлы не с удаленного сервера а напрямую на большой скорости с сайта, сможете предоставлять свои услуги, обмениваться информацией.
Открыть форму входа
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Хакасский календарь

    Время уходит сквозь пальцы, как кровь,

    Хлещет струей из разорванной раны,

    Стрелки царапают вечность… Но вновь

    Молча застыли громады-курганы.

    А за кулисой театра теней

    Лишь силуэты скользят вдохновенно,

    Тихо колеблется маятник дней,

    Словно дыхание спящей Вселенной.

    Павел Великжанин

    А давайте поговорим немножко о времени…

    Сейчас мы с вами живем по григорианскому календарю, предложенному еще в XVI веке Папой Римским Григорием XIII. В России григорианский календарь был введён в 1918 году, до этого мы жили по календарю юлианскому. Кроме этого, мы с вами очень охотно используем восточный календарь и каждый из нас, наверное, знает, какое животное символизирует год нашего рождения. А знаете ли вы, что у хакасов тоже был свой народный календарь??? Если нет – то давайте попробуем заполнить этот пробел в наших знаниях.

    Итак…

    Еще в эпоху Кыргызского каганата восточные летописи сообщали, что хакасы с помощью «двенадцати животных считают годы». Высказывалось мнение, что изобретение двенадцатилетнего животного цикла принадлежит хакасам. «Этот круг, как собственное произведение хакасов» есть единственное наследие, которое они оставили истории; «Цикл 12 зверей, изобретенный древними хакасами, в настоящее время находится почти в повсеместном употреблений у восточных народов всей Азии», - писал К. Риттер (живший в тех уже далеких для нас 17-18 веках). Древний двенадцатилетний календарь по-хакасски назывался «муче». Каждый год носил имя определенного животного, находился в последовательном порядке и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности.

    1) куске чалы (год мыши) - хороший, теплый год

    2) нек чылы (год коровы) - холодный год

    3) тулгу чылы (год лисицы) - плохой год

    4) хозан чылы (год зайца) - холодный год

    5) килескi чылы (год ящерица) - хороший год

    6) чылан чылы (год змеи) - теплый год

    7) чылры чылы (год лошади) - теплый год

    8) кiзi чылы (год человека) - холодный год

    9) хой чылы (год овцы) - холодный год

    10) татах чылы (год курицы) - хороший год

    11) адай чылы (год собаки - год недостатка молочных продуктов (качинцы);

    турна чылы (год журавля) - теплый, хороший год (сагайцы);

    12) сосха чыды (год свиньи) - трудный год (качинцй);

    оскi чылы (год козы) - хороший год (сагайцы).

    Год у хакасов состоял из 12 лунных месяцев. Единицей измерения месяца служило время между двумя новолуниями. Каждый месяц носил свое определенное название. Год начинался с периода весеннего равноденствия, который носил определение «чыл сырты» - хребет года, иди, говорили, «чыл килгеи" - год пришел.

    Март (время с 21 февраля по 21 марта) именовался:

    «хаан» или «хоои» - т. е. месяц возвращения перелетных птиц (в степной части Хакасии (качинцы, койбалы и часть сагаяцев)),

    «харга айы» - месяц вороны (у северных хакасов (кызыльцев)),

    «артен кок» - месяц появления тощей зелени (южная группа хакасов (бельтыры)),

    «корiк айы» - месяц бурундука (подтаежное население (сагайцы, шорцы и некоторая часть бельтыров).

    Апрель (время с 22 марта по 20 апреля) именовался:

    «хосхар» и своим происхождением обязан или созвездию «эгосхар» (у качинцев - Малая Медведица, у еагайцев - Близнецы и Возничий) или общетюркскому слову «хочкар» - баран,

    «коок айы» - месяц кукушки (у кызыльцев),

    «сын кок» - месяц настоящей зелени (у бельтыров),

    «хыра айы» или «абыи айн»- месяц начала пахотных работ (у сагайцев, шорцев и некоторой части бельтыров).

    В этом месяце происходил окот овец, делали кастрацию барашков, начиналась стрижка. По хакасским поверьям, в этот период нельзя выходить на улицу натощак, иначе весь год будешь голодным.

    Май (с 21 апреля по 19 мая) носил название:

    «силке» (в степной части Хакасии),

    «кiчiг iзiг" - месяц малой жары (кызыльцы определяли его по годовому сезону),

    «пис айы» или «хандых айы» - месяц заготовки кандыка (у сагайцев, шорцев и бельтыров).

    Кандык, как и сарана, имел большое значение в питании народов Саяно-Алтая, и это получило отражение в народном календаре.

    Июнь (с 20 мая по 18 июня) назывался:

    «чулуг» или «тос айы» - месяц заготовкм бересты (название сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты),

    «улугi зiг" - месяцбольшой жары (у кызыльцев)

    «улуг ай» - месяц больших дней (в связи с летним солнцестоянием) (у сагайцев и шорцев),

    «сип айы» - месяц сараны (у бельтыров),

    Июль (с 19 июня по 17 июля) у хакасов был месяцем сенокоса – «от айы».

    Август (с 18 июля по 16 августа) именовался «оргах» - месяц жатвы.

    Сентябрь (с 17 августа по 15 сентября) называли:

    «улгер» - месяц восхождения Ориона,

    «сарыр пур» - месяц желтого листа, т.е. увядания природы,

    «уртун айы» - месяц обмолота хлеба (у сагайцев, шорцев и бельтыров).

    Октябрь (с 16 сентября по 14 октября) называли:

    «кичкер» - вполне возможно, что это определение связано с хакасским наименованием одного из осенних созвездий «кискер»,

    «чарыс» - другое название и  связано оно с осенним равноденствием.

    Считалось, что в это время зима вступала в борьбу с летом, и поэтому половина месяца теплая, а половина холодная.

    Ноябрь (с 15 октября по 12 ноября) бал известен как:

    «хырлас» - месяц больших холодов,

    «хуртуях» - месяц старухи (у подтаежного населения).

    В этот период, как объясняют хакасы, день становился настолько короток, что пока старуха оденется, наступал вечер.

    Декабрь (с 13 ноября по 11 декабря) назывался:

    «алай» или «улай»,

    «кiчiг ай" - месяц коротких дней, зимнего солнцестояния (у подтаежного населения),

    В этот период высота солнца в полдень достигает «длины конских пут» (кiзен тибi).

    Январь (с 23 декабря по 21 января).

    Как мы видим, где то затерялись 11 дней, а именно период с 12 по 22 декабря – эти дни были временем расхождения лунного года с солнечным календарем.

    А также через каждые 3 года для соответствия появлялся еще один месяц:

    месяц малого бурундука (после марта),

    у качинцев «кiчiг сндкер» - малый силкер (после мая),

    у бельтыров «ад сип айы» - месяц алой сараны (после июня).

    В месяце хакасы насчитывали 29 или 30 дней. Он делился на два периода: «ай наазы»- новая луна и «ай иргiзi» - старая луна. Канун рождения нового месяца назывался «ай аразы», т.е. междулуние. В этот промежуток времени происходило рождение нового месяца.

    А теперь, внимание: по хакасским представлениям, в момент рождения месяца небо внезапно озарялось. Озарение неба мог увидеть только счастливый человек, который в такой момент должен был лечь на спину, схватить из-за правого плеча любой попавшийся с земли предмет и произнести заветное желание. Например, если сказать: «Буду крупным баем», то сильно разбогатеешь. Попробуйте, а вдруг получится ;))

    Согласно четырем фазам Луны, месяц делили на четыре недели. Дни недели у хакасов именовались так:

    воскресенье - носило название «позырах» - красный день;

    понедельник именовался «пазут», т.е. первый день;

    вторник –«тоой кун», т.е. четный день;

    среда – «сарсых кун», т.е. нечетный день;

    четверг – «торт хондых», т.е. четвертые сутки;

    пятница – «пис хондых», т.е. пятые сутки;

    суббота – «чичме».

    С каждым днем недели были связаны свои приметы, поверья и запреты.

    В то время не было часов, поэтому для определения времени хакасы пользовались тем, что было вокруг.

    День определяли по солнцу и называли «кун», т.е. буквально солнце. Часами служила хакасская юрта, двери которой были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то первый луч освещал внутренний круг дымохода. Затем солнце, поднявшись на «высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8-9 часам утра. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (кiчiг лгор) и к обеду достигал второй (улугiлгор). К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. Наконец, солнце освещало кадку с бардой, которая стояла у двери, скользило по верхней части дымохода и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня», и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Б.Медведицы (Читiген) и М.Медведицы (Хоскар), по зимнему Ориону (Ус муйрах, Улгер) и Плеядам (Улгер, Курген), по появлению Венеры (Солбан) и Сириуса (Кокетей).

    Вот так!

     

    Помните о том, что жизнь скоротечна, а поэтому берегите свое время и не растрачивайте его бессмысленно…



    Материал подготовлен:kollibri
    Сайт принадлежит Черных Дмитрию и Байшевой Елене © 2025
    Путешествия. Маршруты. Общение.
    Рейтинг@Mail.ru Конструктор сайтовuCoz