Хлещет струей из разорванной раны, Стрелки царапают вечность… Но вновь Молча застыли громады-курганы. А за кулисой театра теней Лишь силуэты скользят вдохновенно, Тихо колеблется маятник дней, Словно дыхание спящей Вселенной. Павел Великжанин |
А давайте поговорим немножко о времени… Сейчас мы с вами живем по григорианскому календарю, предложенному еще в XVI веке Папой Римским Григорием XIII. В России григорианский календарь был введён в 1918 году, до этого мы жили по календарю юлианскому. Кроме этого, мы с вами очень охотно используем восточный календарь и каждый из нас, наверное, знает, какое животное символизирует год нашего рождения. А знаете ли вы, что у хакасов тоже был свой народный календарь??? Если нет – то давайте попробуем заполнить этот пробел в наших знаниях. Итак… Еще в эпоху Кыргызского каганата восточные летописи сообщали, что хакасы с помощью «двенадцати животных считают годы». Высказывалось мнение, что изобретение двенадцатилетнего животного цикла принадлежит хакасам. «Этот круг, как собственное произведение хакасов» есть единственное наследие, которое они оставили истории; «Цикл 12 зверей, изобретенный древними хакасами, в настоящее время находится почти в повсеместном употреблений у восточных народов всей Азии», - писал К. Риттер (живший в тех уже далеких для нас 17-18 веках). Древний двенадцатилетний календарь по-хакасски назывался «муче». Каждый год носил имя определенного животного, находился в последовательном порядке и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности. 1) куске чалы (год мыши) - хороший, теплый год 2) нек чылы (год коровы) - холодный год 3) тулгу чылы (год лисицы) - плохой год 4) хозан чылы (год зайца) - холодный год 5) килескi чылы (год ящерица) - хороший год 6) чылан чылы (год змеи) - теплый год 7) чылры чылы (год лошади) - теплый год 8) кiзi чылы (год человека) - холодный год 9) хой чылы (год овцы) - холодный год 10) татах чылы (год курицы) - хороший год 11) адай чылы (год собаки - год недостатка молочных продуктов (качинцы); турна чылы (год журавля) - теплый, хороший год (сагайцы); 12) сосха чыды (год свиньи) - трудный год (качинцй); оскi чылы (год козы) - хороший год (сагайцы). Год у хакасов состоял из 12 лунных месяцев. Единицей измерения месяца служило время между двумя новолуниями. Каждый месяц носил свое определенное название. Год начинался с периода весеннего равноденствия, который носил определение «чыл сырты» - хребет года, иди, говорили, «чыл килгеи" - год пришел. Март (время с 21 февраля по 21 марта) именовался: «хаан» или «хоои» - т. е. месяц возвращения перелетных птиц (в степной части Хакасии (качинцы, койбалы и часть сагаяцев)), «харга айы» - месяц вороны (у северных хакасов (кызыльцев)), «артен кок» - месяц появления тощей зелени (южная группа хакасов (бельтыры)), «корiк айы» - месяц бурундука (подтаежное население (сагайцы, шорцы и некоторая часть бельтыров). Апрель (время с 22 марта по 20 апреля) именовался: «хосхар» и своим происхождением обязан или созвездию «эгосхар» (у качинцев - Малая Медведица, у еагайцев - Близнецы и Возничий) или общетюркскому слову «хочкар» - баран, «коок айы» - месяц кукушки (у кызыльцев), «сын кок» - месяц настоящей зелени (у бельтыров), «хыра айы» или «абыи айн»- месяц начала пахотных работ (у сагайцев, шорцев и некоторой части бельтыров). В этом месяце происходил окот овец, делали кастрацию барашков, начиналась стрижка. По хакасским поверьям, в этот период нельзя выходить на улицу натощак, иначе весь год будешь голодным. Май (с 21 апреля по 19 мая) носил название: «силке» (в степной части Хакасии), «кiчiг iзiг" - месяц малой жары (кызыльцы определяли его по годовому сезону), «пис айы» или «хандых айы» - месяц заготовки кандыка (у сагайцев, шорцев и бельтыров). Кандык, как и сарана, имел большое значение в питании народов Саяно-Алтая, и это получило отражение в народном календаре. Июнь (с 20 мая по 18 июня) назывался: «чулуг» или «тос айы» - месяц заготовкм бересты (название сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты), «улугi зiг" - месяцбольшой жары (у кызыльцев) «улуг ай» - месяц больших дней (в связи с летним солнцестоянием) (у сагайцев и шорцев), «сип айы» - месяц сараны (у бельтыров), Июль (с 19 июня по 17 июля) у хакасов был месяцем сенокоса – «от айы». Август (с 18 июля по 16 августа) именовался «оргах» - месяц жатвы. Сентябрь (с 17 августа по 15 сентября) называли: «улгер» - месяц восхождения Ориона, «сарыр пур» - месяц желтого листа, т.е. увядания природы, «уртун айы» - месяц обмолота хлеба (у сагайцев, шорцев и бельтыров). Октябрь (с 16 сентября по 14 октября) называли: «кичкер» - вполне возможно, что это определение связано с хакасским наименованием одного из осенних созвездий «кискер», «чарыс» - другое название и связано оно с осенним равноденствием. Считалось, что в это время зима вступала в борьбу с летом, и поэтому половина месяца теплая, а половина холодная. Ноябрь (с 15 октября по 12 ноября) бал известен как: «хырлас» - месяц больших холодов, «хуртуях» - месяц старухи (у подтаежного населения). В этот период, как объясняют хакасы, день становился настолько короток, что пока старуха оденется, наступал вечер. Декабрь (с 13 ноября по 11 декабря) назывался: «алай» или «улай», «кiчiг ай" - месяц коротких дней, зимнего солнцестояния (у подтаежного населения), В этот период высота солнца в полдень достигает «длины конских пут» (кiзен тибi). Январь (с 23 декабря по 21 января). Как мы видим, где то затерялись 11 дней, а именно период с 12 по 22 декабря – эти дни были временем расхождения лунного года с солнечным календарем. А также через каждые 3 года для соответствия появлялся еще один месяц: месяц малого бурундука (после марта), у качинцев «кiчiг сндкер» - малый силкер (после мая), у бельтыров «ад сип айы» - месяц алой сараны (после июня). В месяце хакасы насчитывали 29 или 30 дней. Он делился на два периода: «ай наазы»- новая луна и «ай иргiзi» - старая луна. Канун рождения нового месяца назывался «ай аразы», т.е. междулуние. В этот промежуток времени происходило рождение нового месяца. А теперь, внимание: по хакасским представлениям, в момент рождения месяца небо внезапно озарялось. Озарение неба мог увидеть только счастливый человек, который в такой момент должен был лечь на спину, схватить из-за правого плеча любой попавшийся с земли предмет и произнести заветное желание. Например, если сказать: «Буду крупным баем», то сильно разбогатеешь. Попробуйте, а вдруг получится ;)) Согласно четырем фазам Луны, месяц делили на четыре недели. Дни недели у хакасов именовались так: воскресенье - носило название «позырах» - красный день; понедельник именовался «пазут», т.е. первый день; вторник –«тоой кун», т.е. четный день; среда – «сарсых кун», т.е. нечетный день; четверг – «торт хондых», т.е. четвертые сутки; пятница – «пис хондых», т.е. пятые сутки; суббота – «чичме». С каждым днем недели были связаны свои приметы, поверья и запреты. В то время не было часов, поэтому для определения времени хакасы пользовались тем, что было вокруг. День определяли по солнцу и называли «кун», т.е. буквально солнце. Часами служила хакасская юрта, двери которой были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то первый луч освещал внутренний круг дымохода. Затем солнце, поднявшись на «высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8-9 часам утра. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (кiчiг лгор) и к обеду достигал второй (улугiлгор). К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. Наконец, солнце освещало кадку с бардой, которая стояла у двери, скользило по верхней части дымохода и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня», и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Б.Медведицы (Читiген) и М.Медведицы (Хоскар), по зимнему Ориону (Ус муйрах, Улгер) и Плеядам (Улгер, Курген), по появлению Венеры (Солбан) и Сириуса (Кокетей). Вот так!
Помните о том, что жизнь скоротечна, а поэтому берегите свое время и не растрачивайте его бессмысленно… |
![]() |
Материал подготовлен: | kollibri |